Когнитивно-поведенческий коучинг: методология, модели, протоколы

Статья в сборнике трудов конференции
DOI: 10.31483/r-138097
Open Access
Опубликовано в:
I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология коучинга: методология, теория, практика»
Автор:
Антонова Н. В. 1
Рубрика:
Когнитивно-поведенческий коучинг и его эффективность
Страницы:
88-92
Получена: 19.04.2025

Рейтинг:
Статья просмотрена:
141 раз
Размещено в:
Информрегистр
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Для цитирования:
Антонова Н. В. Когнитивно-поведенческий коучинг: методология, модели, протоколы: сборник трудов конференции. // Психология коучинга: методология, теория, практика : материалы I Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участ. (Москва, 11 апр. 2025 г.) / редкол.: Н. В. Антонова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2025. – С. 88-92. – ISBN 978-5-907965-52-2. – DOI 10.31483/r-138097.

Аннотация

В статье рассматриваются методологические основания и эффективность когнитивно-поведенческого коучинга. Особое внимание уделяется проблеме протоколов в когнитивно-поведенческом коучинге. Делается вывод о том, что модель может служить прототипом протокола. Приводится результат анализа моделей коучинга – интегративная структурная модель коучинга, на основе которой разработан «Навигатор коучинга» – инструмент для конструирования структуры коучинговой сессии под конкретный запрос. Делается вывод о том, что в коучинге существует определенная последовательность компоновки структурных элементов деятельности коуча, а дифференцирующими структурными элементами для когнитивно-поведенческого коучинга являются элементы «Восприятие», «Представление альтернативного взгляда», «анализ последствий», «полный анализ целевого решения». Предлагается план по разработке протоколов в когнитивно-поведенческом коучинге.

Список литературы

  1. 1. Антонова Н.В. Модели в когнитивно-поведенческом коучинге: от принципа к протоколу / Н.В. Антонова // IX Международный форум ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBT Forum 2023: сборник научный статей. – СПб.: Лема, 2023. – EDN MXWPOI
  2. 2. Антонова Н.В. Развитие evidence-based (научно обоснованного) коучинга в России: проблемы и направления исследований / Н.В. Антонова // Коучинг и наставничество: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25 апреля 2024 г.) / гл. ред. О.В. Рыбина; Федерация профессиональных коучей и наставников. – Чебоксары: Среда, 2024. – С. 97–104. EDN FDZBMP
  3. 3. Антонова Н.В. Коучинг в бизнесе / Н.В. Антонова, Л.В. Казинцева, Н.А. Сизова. – М.: Юрайт, 2025.
  4. 4. Антонова Н.В. Проблема эффективности коучинга: исследования в рамках психологии коучинга (coaching psychology) / Н.В. Антонова, Е.А. Наумцева // Современная зарубежная психология. – 2022. – №11 (1). – С. 94–103. – DOI 10.17759/jmfp.2022110109. – EDN SYKMTK
  5. 5. Ковпак Д., Ёжиков А. Системный когнитивно-поведенческий коучинг: понятие и основы методологии / Д. Ковпак, А. Ёжиков // VII Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBTFORUM: сборник научных статей. СПб., 2021. – С. 117–148.
  6. 6. Сварник П.Е. Разработка интегративной структурной модели коучинга. Выпускная программа Программы профессиональной переподготовки «Коучинг в организации» / П.Е. Сварник; НИУ ВШЭ. – 2024.
  7. 7. Beck A.T., Grant P., Inverso E., Brinen A.P., Perivoliotis D. Recovery-oriented cognitive therapy for serious mental health conditions. Guilford Press, 2020.
  8. 8. Edgerton N., Palmer S. SPACE: a psychological model for use within cognitive behavioural coaching, therapy and stress management. The Coaching Psychologist, 2005, 2 (2). Pp. 25–31.
  9. 9. Grant A.M. (2017). Solution-focused cognitive-behavioral coaching for sustainable high performance and circumventing stress, fatigue, and burnout. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 69 (2), 98.
  10. 10. Karas D., Spada M.M. (2009). Brief cognitive-behavioural coaching for procrastination: a case series. Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice, 2 (1). Pp. 44–53.
  11. 11. Naumtseva E. «Change talks»: coaching support for organizational change in line with cognitive-behavioral approach // Book of abstracts new age of CBT – challenges and perspectives. 54th annual Congress EABCT 2024 Belgrade, Sava Center, September 4–7, 2024. Pp. 237–238.
  12. 12. Neenan M. Cognitive behavioural coaching: distinctive features. Routledge, London; NY, 2018.
  13. 13. Neenan M., Palmer S. (Eds.). Cognitive behavioural coaching in practice: An evidence-based approach. Routledge, 2013.
  14. 14. Palmer S. PRACTICE: A model suitable for coaching, counselling, psychotherapy and stress management. The Coaching Psychologist, 2007, 3 (2). Pp. 71–77.
  15. 15. Palmer S., Szymanska K. Cognitive behavioural coaching. Handbook of coaching psychology, 2007, 86–117.
  16. 16. Passmore J., Brown H. Csigas Z. The state of play in European coaching & mentoring. Henley Business School, 2017.
  17. 17. Sanchez-Mora Garcia M., Ballabriga J.J., Celaya J.V., Dalmau R.C., Palmer S. The PRACTICE coaching model adapted to the Spanish language: From PRACTICE to IDEACION. Coaching Psychology International, 2012. №5(1). Pp. 2–6.

Комментарии(0)

При добавлении комментария укажите:
  • степень актуальности публикуемого материала;
  • общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • недостатки, недочеты;
  • вопросы и пожелания Автору.